«Мне нравится, когда люди плачут»

«Мне нравится, когда люди плачут»

Интервью с Ольгой Корниенко

Сургутская Трибуна

14.01.2000

 

Второго марта 1996 года я познакомилась с Юрием Вэллой. Постольку-поскольку район национальный, снимала и о жизни коренного населения. Так попала в Когалым на съезд оленеводов-частников. Вэллу я тогда боялась страшно. Сам по себе он человек достаточно известный – поэт, писатель, общественный деятель… Да и слухи о нем разные ходили…

Не секрет, что большая половина жителей Сургута да и вообще нашего края – люди приезжие. Не в первом, так во втором-третьем поколении. Что знаем мы о жизни тех, кто живет здесь испокон века в гармонии с природой, об их проблемах и буднях, обычаях и истории? Не так уж и много. Откуда можем почерпнуть эти знания? Книги сейчас редко читают. Все заменил телевизор. Но порой в сонмище развлекательных и псевдоинформативных программ можно увидеть кусочек другой, первозданной жизни. Тема второй беседы нашей рубрики – документальное кино, а собеседницей стала О.Корниенко, журналист СТВ-1, фильмы и программы которой отличает подлинный интерес к живущему рядом с нами и все же незнакомому народу ханты.

– Расскажи немного о том, «откуда есть пошла» телевизионный журналист Ольга Корниенко?

– Говорят, что иным полжизни приходится прожить, чтобы наконец найти себя, свое призвание, почувствовать себя полноценным человеком. У меня это как-то получилось с первого раза. Может быть, это моя самая большая удача в жизни – то, что я «недолго мучилась» в поисках любимого дела. Сейчас уже много лет прошло, но проблемы у меня возникают «внутри» – есть, как говорится, муки творчества, но отнюдь не поиска своего места в жизни.

Живу в городе, какой еще поискать, работаю в компании, каких тоже – раз-два и обчелся. Получается, что я счастливый человек.

Думаю, что никогда конкретно не ставила себе задачу: буду тем-то или тем-то. Судьба вела-вела… и вывела. От чего-то отстраняла незаметно – например, от «карьеры» музыкального работника (я училась здесь, в Сургуте, в музыкальном училище) или комсомольского лидера, что вполне могло случиться и в Сургуте, и в Красноярске, куда поехала с мужем. Уберегла даже от Москвы, где была в свое время на практике в «Собеседнике» и где могла бы остаться жить, если бы чуть-чуть «напряглась».

А с телевидением я столкнулась самым банальнейшим образом – увидела однажды вечером по телевизору объявление: требуются ведущие… Правда, к тому времени у меня уже была приличная газетная практика, три года я работала редактором газеты. Так вот, почему не раньше, не позже, а именно тогда и почему стартовой площадкой стала именно та маленькая, не совсем удачная частная телекомпания – кто скажет? Мы работали в прямом эфире. Программа называлась «Добрый вечер, Красноярск!» (по типу «С добрым утром» на центральных каналах). Три часа нужно было держать зрителей у экранов. Жила в полутора часах езды от рабочего места. Ребенок дома по вечерам один, с мужем уже расстались. К тому же отношения в компании были не очень дружескими. Стала уставать и однажды, совсем раскиснув, позвонила в Сургут маме, пожаловалась, мол, забери меня отсюда. Она говорит: давно пора, приезжай. И я вернулась в Сургут.

Надо сказать, что уехала я из Сургута двухэтажного, песчаного, временного, а вернулась через десять лет и не узнала его. Настолько город изменился и внешне, и внутренне. К тому же здесь живут моя мама, братья. Словом, это мой город. Мы сейчас серию фильмов снимаем с таким названием – «Это наш город». Жаль, что они не для эфира – они помогают Сургуту участвовать в окружном и российском конкурсах «Самый благоустроенный город». Надеюсь, в этом году сургутяне смогут увидеть этот фильм на телеэкранах и убедиться, что это действительно красивый, современный, уютный, чистый, благоустроенный город. Ведь он на самом деле такой и есть. Только видят его все по-разному. Кто-то завяз в проблемах и безденежьи – ему и свалки на улицах в первую очередь в глаза бросаются, и на прочие недостатки он реагирует острее. Люди устали от жизни, они не замечают хорошего и светлого. Они перестают любить жизнь. А жизнь за это наказывает их серыми красками.

– Как сложилась вторая жизнь в Сургуте?

– Почти все это время связано с телекомпанией. После того как уехала из города ведущая «Истоков» Ирина Костко, я приняла «в наследство» программу и район. Стала ездить по городам и весям. Сама не деревенская, но, кажется, деревня меня приняла. Не раз поговорка на ум приходила: «Где родился, там и пригодился». И потом, там все намного светлее, добрее, чище и проще. Мне нравится, когда люди плачут. Посмотрят по телевизору то, что получилось, и на глазах слезы. Значит, прошибло, задело, слезы радости – добрые слезы. Вот тогда и думаю: ну, нарушила я там какой-то чисто профессиональный прием, может, недотянула в плане телевизионной техники, но программа-то получилась!

Второго марта 1996 года я познакомилась с Юрием Вэллой. Постольку-поскольку район национальный, снимала и о жизни коренного населения. Так попала в Когалым на съезд оленеводов-частников. Вэллу я тогда боялась страшно. Сам по себе он человек достаточно известный – поэт, писатель, общественный деятель… Да и слухи о нем разные ходили… В общем, взяла интервью, сделала программу так, как считала нужным, как видела, чувствовала, потому что и проблемы у оленеводов большие, и тема сама по себе интересная…

Выпустила программу в эфир и уехала в Эстонию на международный кинофестиваль визуальной антропологии. А вернувшись, буквально через пару дней услышала звонок от Вэллы: он приглашал меня в поездку по Агану. Я удивилась, почему не когалымское телевидение, не окружное, не местное – нижневартовское. А он ответил, что посмотрел мою передачу и его тронуло мое отношение к происходящему, поэтому о том, что мы увидим на Агане, он и попросил рассказать меня.

Путешествуя по реке на хантыйских лодках-обласах, члены экспедиции (большинство составляло коренное население) фиксировали и наносили на старую лоцманскую карту все изменения, которые произошли на реке за время ее нефтяного освоения. Многие из них жили здесь когда-то, а потом вынуждены были переселиться в базовые национальные поселки. Нашей задачей было снять на видео и эти перемены, и тех, кто был непосредственно к ним причастен, их переживания.

«Хозяйка Агана» вышла на телеэкраны через год после нашей экспедиции. А чуть раньше возникла еще одна идея: написать книгу об этом путешествии, дополнив ее рассказами Юрия Вэллы, Еремея Айпина, также уроженца этой реки, и фольклором местного населения. Задумывая книгу, ее составители надеялись, что она послужит в дальнейшем путеводителем и проводником для археологов (ведь на нашей карте было нанесено множество археологических памятников), этнографов и вообще всех, кто интересуется историей этой земли.

Из-за проблем с финансированием книга достаточно долго находилась в печати в нижневартовской типографии, но на днях она выйдет в свет. Называется книга так же, как и фильм, – «Путем хозяйки Агана». Они как бы взаимно дополняют и иллюстрируют друг друга.

Обстановка, которая сложилась в последние годы на одной из сибирских рек, типична для многих регионов Сибири. Возможно, поэтому издание вызвало интерес на Западе. Сейчас идут переговоры о втором издании книги, уже за рубежом. Там они как раз и пойдут как взаимное приложение: книга и фильм.

При последней нашей встрече с Юрием Вэллой было решено перевести фильм на хантыйский язык. Но это будет не дословный перевод-калька, а самостоятельное произведение.

– Фильм «Путем хозяйки Агана» нашел признание в России, за пределами нашего региона?

– Такие видеодокументы и в России, и за рубежом будут востребованы всегда. Всегда людям будет интересно, как и чем живет маленький человек из тайги (тундры, гор, пустыни…), причем не просто, что кушает, какую одежду носит, какие песни поет, как охотится и какому богу молится. Другое дело, у нас почему-то не спешат заняться производством подобной документалистики, предоставляя эту нишу съемочным группам из Германии, Эстонии, Норвегии, Венгрии… Перечислять можно бесконечно. Люди едут с другого конца земли, находят неимоверные средства, арендуют сложнейшую технику, чтобы, забравшись в невообразимую глушь с риском отморозить и переломать ноги, снять несколько минут жизни наших аборигенов. Мне кажется, это не совсем правильно, и дело даже не всегда в деньгах. Дело в понимании необходимости.

Поэтому те люди и те структуры, которые оплачивают производство и показ подобной продукции в местном эфире (так, благодаря «Пионер-банку» был осуществлен повторный показ «Хозяйки Агана»), заслуживают самых теплых слов благодарности. Они в такой же степени открывают рядовому телезрителю мир, который существует рядом, но пока не совсем доступен в его полном богатстве и разнообразии.

А по фестивалям, кстати, «Хозяйка» пошла гулять совершенно случайно. Просто в тот момент надо было что-то послать в соответствующую номинацию.

– Трудно снимать в тайге?

– Снимать можно все и везде, если есть желание. Можно неделями ехать и лететь, мерзнуть и мокнуть, было бы ради чего. Труднее сделать так, чтобы потом это было нужным, интересным, чтобы это пробило. Есть ли что-то свое, особенное? Если забрался в «другой монастырь», будь другом, прими хотя бы на время эту «другую» жизнь такой, какая она есть. Не будь навязчив и груб, уважай людей, которые тебе эту жизнь доверили.

– На этот год люди возлагают особые надежды. Поделись своими планами и мечтами.

– Радует, что и у нас, наконец, приобретают популярность фильмы о животных, о природе – то, что давно уже стало обычным на пресловутом Западе. Начато производство серии фильмов «Энциклопедия живой природы Ханты-Мансийского округа». Она предназначена для образовательных учреждений округа. К сожалению, фильмы пока неэфирные. Чтобы их увидела большая часть зрителей, нужны деньги, а значит, вновь понадобится помощь спонсора.

Первый фильм, вышедший в прошлом году, – «Птицы» был оценен достаточно высоко. Впереди, возможно, пятилетний контракт на десять фильмов. Авторы серии – мои близкие друзья, ученые из Юганского заповедника Ольга и Евгений Стрельниковы. Производство нашей телекомпании.

А если по очень большому счету, все чаще думаю о создании профессиональной студии документального кино. Надеюсь, что год 2000-й положит этому начало.

У документального кино есть один неоспоримый стимул: ты как бы закладываешь в архив человечества определенный кусок истории, свидетелем которого ты являешься. Возможно, не сегодня, но завтра, послезавтра это обязательно будет оценено. Единственное, о чем я сожалею, что не могу пока снимать подобное чаще и больше. А очень хочется.

Лилия СТЕПАНОВА

http://www.surgut.wsnet.ru/~company/st/stat.asp?ida=13647