Хайманрап, топконат – Варьеган

Хайманрап, топконат – Варьеган

 http://ugra.tvnr.ru/history/02.shtml
Аборигены Югры
Автор проекта Нина Зинченко

Ненецкий писатель Юрий Вэлла увлекается топонимикой, собирает легенды, записывает воспоминания старожилов в национальном поселке Варьеган. Краеведческие поиски Вэллы увенчались успехом. Писатель выяснил, что уже в глубокой древности на берегу Агана, где раскинулся современный Варьеган, селились люди.

На яру, на самом высоком его месте, метрах в ста от берега, аборигены ставили свои чумы. Это стойбище было довольно большое. Его многочисленные мужчины занимались охотой, рыбалкой и часто покидали чумы, отправляясь в урман за добычей. По традиции женщины, дети и старики ждали их возвращения и занимались хозяйством. Женщины готовили еду, шили одежду, старики мастерили нарты, делали другую посильную мужскую работу, мальчики-подростки стояли в дозоре.

Однажды летом на стойбище прибежали дети и сообщили взрослым, что вниз по Агану плывут незнакомые вооруженные люди, и «их рат уже показался из-за поворота реки».

Старик, оставшийся на стойбище за старшего, тотчас же пошел на берег. По привычке он держал в руке топорик. Когда старик увидел незнакомцев, он поднял топорик над головой и закричал:

– Куда вы мимо проплываете? Подъезжайте к берегу, забирайтесь сюда. На этом самом месте мы сразимся с вами. Сейчас я позову сыновей, и они расправятся с вами так быстро, что вы даже не успеете подняться наверх. Мы не будем стрелять в вас из луков, мы зарубим вас топорами…

Едущие на рат воины, увидели старика с топором в руках, но не шелохнулись, и молча плыли к своей «посудине». С реки им не видно было: сколько чумов стоит на высоком песчаном берегу, сколько в них живет народа. Следовательно, они не могли прикинуть, сколько воинов выступит против них, если они высадятся на берег. Опасаясь за свою жизнь, чужестранцы, молча плыли мимо старика с топориком в руках.

– Куда вы поплыли? – кричал старик, и размахивал топориком над своей седой головой. – Вы же сражения хотели! Давайте, сразимся, здесь, на берегу!

Но, плывущие на рат, не проронили ни слова.

Как только вооруженные люди скрылись из вида, старик вернулся на стойбище, сказал женщинам и старикам, что немедленно надо каслать на новое место. Аборигены быстро собрали чумы и откочевали. На яру они оставили женщину, которая должна была сообщить мужчинам, вернувшимся с промысла, о том, куда ушел аргиш.

С тех древних времен Варьеганский яр ханты стали называть хайманрап, ненцы – топконат, что в переводе на русский означает яр топора, топоринный яр.

В качестве проводника хантыйский писатель Юрий Вэлла принимал участие в фольклорно-этнографических и археологических экспедициях, проходивших в окрестностях Варьегана. Ему посчастливилось не только записать легенды и воспоминания аборигенов о первых поселениях на месте современного национального поселка, но и узнать имя мужчины, некогда жившего на знаменитом топоринном яре.

Носители фольклора, с которыми разговаривал Юрий Вэлла, утверждают, что этого мужчину звали Исчетка. А вот мнения насчет его национальности у аборигенов разошлись. Одни из них утверждают, что это был ненец, другие – что это был ханты. Но доподлинно известно, что один из старожилов Варьегана некогда помогал Исчетке строить зимний бревенчатый дом. На своих оленях из тайги на стойбище он подвозил ему бревна, а потом до самой смерти сетовал на то, что, работая на Исчетку, угробил двух последних лучших оленей.

Сегодня в окрестностях Варьегана найдено около двадцати археологических памятников. По свидетельству аборигенов, одно из былых древних строений принадлежит русским купцам. Чтобы приоткрыть страничку истории об этих первых поселениях русских на югорской земле, Юрий Вэлла вновь обратился за помощью к старожилам. Носители фольклора сообщили писателю, что русские купцы очень хорошо знали обычаи ханты и ненцев. С учетом особенностей культуры аборигенов они выстраивали с ними отношения и успешно, без посредников и продавцов, торговали с местным населением.

Юрий Вэлла выяснил, что русские купцы, обосновавшиеся в Сургуте или Локосово, по-соседству с современным Варьеганом, в удобном для аборигенов месте, построили рубленый дом. Зимой на санях, а летом на лодках они завозили сюда продукты и складировали их в этом просторном лабазе. Аборигены, когда им было удобно, приезжали в этот никем не охраняемый магазин без продавца, брали необходимые продукты, а взамен их оставляли в лабазе пушнину. Эта торговля, основанная на взаимном доверии русских купцов и аборигенов, продержалась почти до прихода Советской власти.

Как утверждает Юрий Вэлла, этот обмен продуктами и мехами проходил при взаимном доверии потому, что коренным жителям Севера не выгодно было обманывать русских купцов. Обнаружив в своем таежном магазине «недостачу», они прекратили бы завозить сюда продукты. Аборигены, в свою очередь, вынуждены бы были ездить за ними в Сургут или Локосово. Это был не ближний путь, преодолеть который можно было в течение нескольких десятков дней. Аборигены ценили время, понимали выгоду честной меновой торговли, поэтому никогда не обманывали русских купцов.

В свою очередь русским купцам не выгодно было обманывать доверчивых и честных аборигенов. Однажды обнаружив, что с ними поступили не честно, коренные жители Севера перестали бы верить купцам, периодически грабили бы продуктовый лабаз. Русские, заинтересованные в торговле с аборигенами, дорожили своей честью, завозили продукты хорошего качества и в определенный срок пополняли запасы таежного магазина.

С приходом Советской власти в северные края резко изменились и функции этого торгового купеческого лабаза. Коммунисты открыли в нем красный чум. Постепенно вокруг этого культурного центра стали селиться люди и строить свои жилища. А когда населенный пункт разросся до размеров деревни – его назвали Варьеган.

О том, что этот национальный поселок был обозначен на карте, висевшей в кабинете великого вождя пролетариата Владимира Ульянова, Юрий Вэлла узнал не из воспоминаний старожилов, а во время поездки по ленинским местам. В 1968 году Юрий Вэлла в составе ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Социалистического труда побывал в Москве, вместе с экскурсией, посетил кабинет Владимира Ильича Ленина. Здесь любознательный комсомолец увидел на стене карту, стал рассматривать ее. Вскоре среди множества северный рек и речушек Юрий Вэлла отыскал священный Аган. На этой речке, как тогда отметил Вэлла, было помечено только два населенных пункта: «Сардаковская» и «Варьегансекая». Экскурсовод пояснила, что этой картой при жизни пользовался Ленин.

В исследовательские планы Ю. Вэллы входит поездка в Москву с целью посещения музея им. Ленина, где он надеется еще раз посмотреть на карту вождя пролетариата. Писатель считает, что если этот «документ истории» не подделка, то, действительно, в первые годы после Октябрьской революции, им пользовался Владимир Ленин. Следовательно, до 1924 года существовал и национальный поселок Варьеган.

О этих и других неизвестных страницах истории национального поселка Варьеган, людях, некогда живших в нем, и их потомках писатель задумал написать книгу. Он надеется издать ее к 75-летию Нижневартовского района, который будет отмечаться в следующем году.