Я СОГЛАСЕН БЫТЬ ВОРОНОМ
Литературная Россия – Архив : №31-32. 02.08.2013
http://www.litrossia.ru/2013/31-32/08218.html
Автор: Вячеслав Огрызко
Сколько знаю Юрия Вэллу (а знакомы мы с ним ещё с середины восьмидесятых годов прошлого века), он, романтик по натуре, всегда в борьбе. Я помню одну из первых его акций против нефтяников, которые ещё в советское время хотели проложить через его родной посёлок Варьёган кратчайшую дорогу к своим объектам. Силы были неравны. На стороне нефтяников была чётко отлаженная система, в которой многое решал даже не закон, а «позвоночное» право. Партийная и советская власти фактически обслуживали интересы нефтяных генералов. А кто был Вэлла? Какой-то поэт, без единой книжки стихов и билета члена Союза писателей. Всё, что он имел – мандат председателя поселкового совета, который ни на что не влиял. Ни денег, ни реальной власти у него не было. Вэлла владел только одной печатью.
читать дальше…
Вячеслав Ар-Серги о Юрий Вэлле
Удмуртский писатель Вячеслав Ар-Серги посетил Ю. Вэллу на стойбище в начале мая 2010 и написал данный очерк…
Семь заповедей Юрия Вэллы
Ирина Ханзерова, Наръяня Вындер 4 марта 2010 г.
Имя ненецкого поэта, прозаика, этнографа Юрия Вэллы (Айваседы) хорошо знакомо читателям «НВ».
Белые крики в черной тишине
(этнопоэтический мир Юрия Вэллы)
Aлексей Арзамазов
Важнейшим условием существования и развития любой культуры является оптимальное сочетание в ней преемственности и инноваций. И если деформируется соотношение между этими составляющими, если нарушается хрупкая гармония, то культуре угрожает размывание, исчезновение, топтание на месте.
История президентских оленей
Ирина Ханзерова, газета “Няръяна вындер” 01.08.09.
О том, что олень, точнее важенка, является лучшим подарком для ненца-тундровика, рассказывать не нужно. Олень всегда считался символом богатства в тундре. Чем больше оленей, тем зажиточнее человек. Раньше семейным кланам принадлежали стада по 8 или 10 тысяч оленей, сейчас и время не то, и ценности не те, и оленевод, к сожалению, не тот! Но все еще в тундре именно олень считается самым лучшим подарком: с него начинается богатство, с него начинается новая жизнь! Возможно, именно поэтому в современной истории Заполярья появились «новые президентские олени». Дарить уважаемым людям скакунов — давняя традиция, а вот дарить оленей первым лицам государства — веяние новое.
Начало ему положил ненецкий писатель и поэт, лингвист, оленевод, глава семейно-родовой общины Варьегана Юрий Айваседа (Вэлла).
Вэлла – поэт, оленевод, человек.
Интервью Ольги Корниенко к 60-летию
«Мир Севера», 2008
Жить жизнью поэта
Алла ЦУКОР
Литературная россия 12.09.2008
В жизни каждого поэта есть даты, когда друзья и коллеги стремятся выказать ему свои самые лучшие, самые искренние чувства. Как правило, это юбилеи – торжество зрелости в искусстве, и общими словами тут не отделаешься.
Первое впечатление от поэзии Юрия Айваседы (Вэллы) я получила в начале 80-х, когда жила в посёлке Высоком Нижневартовского района. Благодаря добрейшему редактору городской газеты «Ленинское знамя» Владимиру Андросенкову я делала свои первые шаги сочинителя. И почти всегда на последней страничке где-то рядом с робкими литературными пробами Аллы Белоусовой (моими) были стихи поэта с неземно-красивой фамилией Юрий Айваседа.
Уроки Юрия Вэллы
Номер 21 (2008) | Литературная Россия:
Юрий Вэлла
Перестанет болеть душа, значит, нет твоей родины
О Юрии Вэлле я услышал, кажется, в конце восьмидесятых годов – мне говорили о нём как об оригинальном поэте, представителе коренного населения Сибири. Поэте совершенно непохожем на других, который пишет о наболевшем, да ещё верлибром – это совсем необычно для российских традиций, зато в духе устной традиции коренных народов… В общем, любопытство моё постепенно подогревалось.
Разные формы одной души Юрий Вэлла и Мацуо Басё
Иван ГОБЗЕВ
Архив : №21. 23.05.2008
Книгу Юрия Вэллы «Триптихи» предваряет удивительное хайку:
Ранним утром По двору скачет сорока… Ну и что ж? |
Юрий Айваседа из рода Вэлла
Сегодня у нас в гостях известный ненецкий поэт Юрий Вэлла Юрий Кылевич, расскажите о себе.
Ну, я родился в то время, когда родился, от отца, от матери. Кстати один мой
родственник говорил: «я от бабушки родился, я от дедушки родился», понятно, он жил без отца и матери. Я до 5 лет жил с отцом и матерью, после пяти только с одной матерью, а больше с бабушкой. Мне от бабушки достались сказки, загадки, поговорки на родном языке.
Вместо дедушки по линии отца (отца не было) был отец моей матери. Бабушка по линии отца, дедушка по линии матери. И если моя бабушка была сказительница, то дедушка был практик, охотник, рыбак, по дереву мастерил, вот в этом я от него, наверное.
Ельцин, Путин и президентский олень
“Freitag” 3.10.2003 (www.inopressa.ru)
Утром мы едем на легковом автомобиле из Нижневартовска на реке Обь в северном направлении. В субарктической части Западной Сибири в конце сентября стоит туманная и мрачная погода. Вскоре начнут дуть сильные зимние ветра, и по многим дорогам больше нельзя будет проехать. Однако трасса, по которой мы едем, ведет к центрам газодобычи в заполярной Сибири, поэтому за ней следят. Вплоть до середины ХХ века здесь проходил “Великий олений путь” ненцев, который с полуострова Ямал вел в Сургут…
Как живется оленю Президента России
Н. И. Новикова
Расы и народы. Вып. 28. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., Наука, 2002, с. 133-146.
«У нас стадо большое. Летом пастбища выходят на буровые. Загородь я практически не смогу ставить, ведь стадо большое. На такое стадо надо огораживать очень большое пастбище, а если маленькое огородить, то быстро стопчут. Сейчас уже моим оленям не хватает угодий, и они выходят за эти границы. Итак сейчас земля истощится, а значит начнут олени исчезать, стало быть, и сами люди начнут исчезать».
Из беседы с оленеводом О.П. Айваседой
Хайманрап, топконат – Варьеган
Ненецкий писатель Юрий Вэлла увлекается топонимикой, собирает легенды, записывает воспоминания старожилов в национальном поселке Варьеган. Краеведческие поиски Вэллы увенчались успехом. Писатель выяснил, что уже в глубокой древности на берегу Агана, где раскинулся современный Варьеган, селились люди.
Две жены в одной постели
Иванов Леонид
Труд-7 №020 за 01.02.2001
Нeнецкий поэт Юрий Айваседа из рода Вэлла предлягяет начать возрождение своего народа с введения двоеженства, его жена Елена согласна.
Это свое решение Юрий мотивирует сразу несколькими аргументами.
С топором против “ЛУКОЙЛа”: Вождь Айваседа в схватке с частным капиталом
“Вождь Айваседа” – председатель союза оленеводов-частников, поэт и этнограф Юрий Вэлла. Он постоянный участник передач о традициях и культуре коренных жителей, лауреат всяческих премий и почетный гражданин Нижневартовска. Теперь ему грозит суд. “Когалымским горотделом внутренних дел по подозрению в совершении преступления разыскивается гражданин Айваседа Юрий Кыльевич”. Это объявление вдруг замелькало в средствах массовой информации Ханты-Мансийского национального округа.
От чума на центральной площади до суда
Наталья Новикова,
старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
В 1995 году – оленевод и поэт Юрий Вэлла поставил чум напротив здания окружной администрации, когда на аукцион были выставлены месторождения, находящиеся на землях ханты и лесных ненцев.
«Мне нравится, когда люди плачут»
Интервью с Ольгой Корниенко
Сургутская Трибуна
14.01.2000
Второго марта 1996 года я познакомилась с Юрием Вэллой. Постольку-поскольку район национальный, снимала и о жизни коренного населения. Так попала в Когалым на съезд оленеводов-частников. Вэллу я тогда боялась страшно. Сам по себе он человек достаточно известный – поэт, писатель, общественный деятель… Да и слухи о нем разные ходили…
В чуме ждут ответа
Коренные народы подают на нефтяников в суд
В 2000 ГОДУ исполнится 40 лет с начала добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе. Произошло это в Кондинском районе. И хотя сейчас основные работы по добыче ведутся в восточных районах округа, именно здесь мы можем увидеть результаты политики тех лет.
Группа кондинских (восточных) манси небольшая, и так сложилось, что они раньше других были в значительной степени ассимилированы. Но еще двадцать лет назад здесь была живая культура, правда, уже и тогда не массовая. Сейчас практически нет людей, которые говорят на восточном диалекте мансийского языка. Государство в те годы думало только о том, как поскорее добыть нефть и получить деньги – спасительные нефтедоллары.
Как живется оленю Президента России
Н.И.Новикова
Живая Арктика, информационный бюллетень, 1998, № 1-2, с. 21-24.